Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет" в 2003 году исполняется 300 лет городу Петрозаводск Региональный сервер "Карелия" Официальный сервер органов государственой власти Республики Карелия
Английская версияФинская версия
Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет"

Страницы истории Карелия сегодня Взгляд в будущее Новое на сайте

Святые места и святые иконы

Иллюстрации

"Для скучающего петрозаводского обывателя необходимо оставить город и отправиться в какой-либо монастырь или на праздник", - писал в начале ХХ века корреспондент губернской газеты. Такие путешествия здесь были обычными всегда. Отправлялись артелями, с котомками, останавливаясь то и дело у многочисленных часовен и крестов.

В Машезеро к Илье Пророку

Наиболее часто посещалась паломниками из Петрозаводска Соловецкая обитель. Желающие посетить "по обету" монастырь чиновники или мастеровые подавали прошение начальству и отправлялись в трудный путь. Дорога упростилась с открытием постоянного пароходного сообщения с Повенцом, а затем и строительством сухопутной дороги на Сумпосад.

Но особенно стремились петрозаводчане в Машезеро, где находился некогда монастырь, а одна из двух деревянных церквей, посвященная Илье Пророку, с особо чтимой иконой Ильи, была главной целью паломников.

...К ХVIII веку относятся свидетельства о находившемся близ Машезера камне под названием "Укко", к которому приходили за помощью от болезней жители окрестных деревень. От камня откалывали кусочки и уносили с собой для лечения.

Возможно, почитание машезерского камня, связанное с языческими верованиями, наложило особый отпечаток на историю Машезерского монастыря, где и одна из икон была каменная и церковь вела себя, по легендам, как камень: "Церковь в нем год от года уходит все более и более в землю. Уверяют, будто в церкви прорублено уже третье окно, потому что прежние ушли в землю..."

Пожалуй, ни один из культовых памятников города не пользовался в ХVIII- начале ХIХ века такой популярностью у горожан, как Ильинская церковь. Петрозаводские купцы и мещане регулярно ремонтировали храмы, заботились не только об их убранстве, но и о дороге на Машезеро: устройством ее занимался местный уроженец и санкт-петербургский купец Янков. В середине ХIХ века об этой дороге сообщалось, "что во всем ее продолжении вы видите только небольшую узкую полосу земли, небо и две стены векового леса..."

По машезерской дороге в 9 верстах от Петрозаводска находилось еще одно памятное место - часовня с образом Святителя Феодосия. Образ был написан по просьбе архиепископа Назария местным иконописцем А.С. Машезерским.

Святой источник на Неглинке

Еще один природный объект - источник на реке Неглинке, называемый "студенец-колодезь с целебной водой" - стал поводом для постройки культового здания - часовни Николая Чудотворца.

...В начале 1780-х гг. вода источника по указанию строителя Александровского завода Аникиты Сергеевича Ярцова была послана для исследования в Санкт-Петербург. Столичные медики лечебной ее не признали, но народ продолжал считать таковою.

В ХIХ веке над источником была построена небольшая часовня, где находилась икона св. Николы-покровителя вод и хранителя на водах. 9 мая совершался многолюдный крестный ход к этой часовне - в двух верстах от города, на берегу залива.

"Хотя звания я простого, но имею неоцененное сокровище..."

Среди петрозаводчан (да и за пределами города) особой славой чудотворных икон пользовались иконы с изображением Богоматери Троеручицы. Икона "Богоматерь Троеручица" хранилась в семье вдовы мастерового Александровского завода Дарьи Никифоровны Дороевой. История этой иконы к началу ХХ века была связана с многочисленными легендами. Дарья Дороева в 1850 году писала архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому: "Хотя звания я простого, но имею у себя неоцененное сокровище в иконе Богородицы, просторечно именуемой Троеручица..." Дарья Никифоровна сумела убедить епископа в необходимости постройки в Петрозаводске новой каменной церкви (на ее средства), куда бы она хотела пожертвовать чудотворную икону. Церковь решено было построить на месте упраздненного православного кладбища по Слободской улице.

К 1850 году план новой церкви был готов, но постройка так и не состоялась.

По преданиям, икону Дороева получила в благословение от отца, участника войны 1812 года, который якобы "вынес ее из горящей Москвы и невредимый вернулся в Петрозаводск" (такую версию рассказывали в 1912 году).

Образ стал семейной святыней, к которой стали приходить многие горожане. В 1819 году купец И.Н. Костин даже построил для вдовы новый дом на улице Широкой (до этого семья жила в жалком домишке на Голиковке).

В 1851 году вдова передала икону в Святодуховский собор. Икона была украшена жемчугом, серебряным окладом. К началу ХХ века на средства жертвователей (серебро, 500 руб. деньгами, до 600 полотенец) был устроен киот для этой иконы.

Образ Богоматери Троеручицы пользовался славой как помогающий от болезней.

Богоматерь Тихвинская

Среди икон особенно почитаемым петрозаводчанами был образ Богоматери Тихвинской, он находился в соборе, в особом "звездчатом" киоте. Часовня с образом Тихвинской Богоматери в Петрозаводске была одним из самых старых культовых памятников (возможно, ровесницей Петропавловского собора). В семьях петрозаводчан было по нескольку изображений Тихвинской Богоматери, ее чаще всего дарили в церкви города.

В честь чудесного спасения императора

В ХIХ веке в храмы и часовни Петрозаводска все чаще стали жертвовать иконы во имя Святого благоверного князя Александра Невского - покровителя российских самодержцев. Покушения на императора Александра II, тревога за жизнь царя и судьбу государства не могли не внести коррективы в богослужебные ритуалы.

По-новому стала звучать молитва "За царя и отечество, о здравии и спасении живых", стало происходить обновление некоторых иконописных сюжетов.

Иконы на сюжеты о чудесном спасении императора Александра II стали заказывать и петрозаводчане, в том числе и мастеровые.

В 1880-е гг. в честь чудесного спасения императора строится на Голиковке часовня на средства мещанина Корытова.

В 1896 году советник Горного правления Ф.И. Валегин совершил паломничество в Афонский монастырь, где попросил настоятеля написать копию известной иконы "Богоматерь Скоропослушница". Икона, по преданию, предстательствовала за всех православных христиан, и молитвы их исполнялись. В 1900 году в Петрозаводск была прислана копия, и Валегин подарил ее петрозаводской Крестовоздвиженской церкви.

В 1909 году произошло торжественное вторичное прославление Св. Анны Кашинской (пересмотрена ее канонизация), прославившейся в избавлении г. Кашина от литовцев в ХVII веке. Заведующий хором петрозаводских приказчиков Ф. М. Журавлев уже в конце 1909 года пожертвовал икону Анны Кашинской в Святодуховский петрозаводский собор.

К сожалению, ни одна из икон, так почитаемых нашими петрозаводчанами, не сохранилась. Настали другие времена, появились другие объекты поклонения. Но память мы должны сохранить, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства.

Людмила КАПУСТА,
заслуженный работник культуры Республики Карелия
Материал опубликован в газете "Карелия" N82 от 8 августа 2002г.

 

Создано 16 ноября 2000
Обновлено 16 июня 2003
© Администрация Главы РК
webmaster@gov.karelia.ru