Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет" в 2003 году исполняется 300 лет городу Петрозаводск Региональный сервер "Карелия" Официальный сервер органов государственой власти Республики Карелия
Английская версияФинская версия
Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет"

Страницы истории Карелия сегодня Взгляд в будущее Новое на сайте

Городской дом крестьянина

Иллюстрации

В Петрозаводске не так уж много домов, ставших визитной карточкой столицы Карелии. Ансамбль Круглой площади, гостиница "Северная", "Дворец Куусинена", здание главпочтамта... А из деревянных строений - здание "Кареллеса", что напротив "Северной", и, безусловно, - бывший Дом крестьянина на ул. Гоголя, 6. Этот рубленый терем, как говаривали раньше, "сообщает физиономии города характерное выражение". Сейчас, когда объект находится буквально "при смерти" после сентябрьского пожара, многие обратили на него внимание и заинтересовались его судьбой. Можно сказать, в канун юбилея: 14 марта исполняется ровно 75 лет окончательному утверждению проекта Дома крестьянина (ДК).

Народной стройки не получилось

Дом этот номинально является памятником В.И. Ленину. Т.е. после смерти вождя Н.К. Крупская посоветовала трудящимся Карелии поставить не "хладного кумира" (со временем ее совет все-таки проигнорировали), а общественно-полезное здание, воплощающее один из основных ленинских заветов. Собственно, это было не оригинальное предложение, обращенное конкретно к столице АКССР. Акция была общероссийская - страна должна была покрыться целой сетью Домов крестьянина. Через два года более двухсот городов, не считая Москвы, уже обзавелись такими строениями. Карелия лишь в августе 1926 г. могла собраться с силами и назначила конкурсную комиссию на проектирование ДК.

Основное его назначение - дать временный приют крестьянину, везущему в город излишки продукции на вольную продажу (нэп!) и желающему приобрести промтовары, семена и племенной скот. Идеология создания сети таких Домов основывалась на ленинском завете сделать из мужика культурного хозяина. Для этого предполагалось обеспечить приезжих не только гостиничными номерами: 5 комнат на 6 человек и 5 комнат на 4 человека, но также библиотекой и лекционным залом. Плюс к основному зданию надо было предусмотреть сельхозпавильон, две конюшни на 30 лошадей, навес для возов, сарай для выставок и прочие хозпостройки. Учитывая всекарельское значение строительства и постоянную нехватку денег в республиканском бюджете, правительство попыталось собрать хотя бы половину средств за счет добровольных пожертвований. Но широко развернутая кампания принесла столь ничтожные результаты, что реально рассчитывать решили только на бюджетное финансирование.

Соседство с лютеранской киркой

К началу 1927 г. комиссия уже подвела итоги. Первое место и премию 800 рублей завоевал проект ленинградца П.М. Розенблюма.

Что привлекло комиссию в его проекте? В основном - богатая игра света и тени на главном фасаде бревенчатого здания, стилизованного под традиционные деревянные строения Русского Севера. За это автору простили даже слишком крутую кровлю, зрительно давившую фасад, нерациональность декоративного балкончика (широко распространенного, кстати, в северноорусском зодчестве), открытого снегу и дождю, и прочие мелкие недочеты.

Стилизация под русскую старину оказалась, правда, в полном противоречии с готическими стрельчатыми окнами лютеранской кирки, которая стояла рядом со строительной площадкой и к тому времени уже стала собственностью государства. Поэтому проблему решили "хирургически", передвинув кирку метров на сто вглубь сада и развернув фасадом к ул. Закаменской (ныне магазин "Кантри-колор"). Проектный этап завершен был 14 марта 1927 г. Настал черед строительства, традиционно сравниваемого с русским способом передвижения, когда долго запрягают, но быстро ездят.

Помощь ГУЛАГа и участие мастера Мышева

Европейски образованное правительство АКССР хотело, чтоб ДК имел хотя бы элементарные удобства, т.е. водопровод и канализацию, что в Петрозаводске имелось, пожалуй, только в губернской больнице. Чекисты посоветовали обратиться прямо в УСЛОН (Управление Соловецких лагерей особого назначения) к товарищу Нафтулию Френкелю. У него есть (сидят) специалисты всякого профиля, которые задешево сделают проект и смонтируют оборудование. Ответ изумил цифрой, составляющей едва ли не четверть всей сметы. Сунулись в ленинградскую "Гидравлику", в АО "Тепло и сила": везде так же дорого.

Сгоряча решили даже исключить водопровод, канализацию и центральное отопление, но потом все-таки одумались и заключили договор с "Гидравликой". Просто в целях экономии полы постановили, например, олифить не на три, а на один раз, потолки подшивать не фасонной, а обычной вагонкой, а половую доску досушивать на скорую руку. Строили ДК "крутые" плотники, две артели которых набрали в г. Галиче Костромской области. Поэтому сам сруб уложен был очень качественно, что и подтвердило недавнее его обследование специалистами-реставраторами. Бревна были не только тщательно притесаны в комлевой части, но и отесаны "в кольцо", как записано в документе (выражаясь современным языком, - оцилиндрованы). Участие легендарного М.К.Мышева, героя "Кижских рассказов" В. Пулькина, в качестве главы артели документально не подтверждено. Если он и участвовал в строительстве ДК, то скорее на второстепенных ролях, поскольку его артелка специализировалась в то время на столярных и ремонтных работах в квартирах руководителей АКССР.

Дом хоть и с недоделками, но сдали 11 марта 1929 г., ровно через два года после начала строительства, передав на его баланс всю гостиничную утварь из временного ДК в архиерейском доме (ныне Дом офицеров).

Зачем крестьянину ватер-клозет?

Буквально на второй же день стало ясно, что 63 места для постояльцев не удовлетворяют и четверти истинных потребностей. Зачастую на полу в лекционном зале укладывались на ночлег до 150 человек. Кухня и столовая не справлялись с толпой жаждущих, которые усаживались за столы в шапках и шубах, курили махру, в качестве сувениров прихватывали вилки-ложки и не особенно церемонились с обслугой. Оставить одежду и котомки было негде, а без присмотра их нещадно перли мазурики, которых в то время развелось предостаточно.

Дворовая часть ДК быстро стала использоваться отнюдь не для культурных и просветительских целей. Ватер-клозет на три очка в доме имелся, но пользоваться им могли только работника Дома (канализация, между прочим, была выведена через примитивный отстойник прямо в Лососинку). Можно себе представить, во что превратились даже не очень укромные уголки территории. Словом, сразу же встал вопрос о строительстве общежития хотя бы на 150 мест.

Сама идея Дома крестьянина уже к завершению строительства оказалась неактуальной. Нэп сменился периодом коллективизации, которая выдвинула другие задачи, основанные на принципах огосударствления сельхозпроизводства. Генеральная линия теперь была иная - гнать вверх процент коллективизации.

Почему писатель Паустовский отказался гостить в ДК

Дом крестьянина даже чиновники уже стеснялись титуловать именем Ленина. Он зажил своей будничной жизнью, которая устраивала лишь самых непритязательных гостей Петрозаводска. Библиотеку и лекционный зал сильно потеснили или использовали отнюдь не по прямому назначению, что увеличило вместимость ДК еще на 20 койко-мест.

Приехавший в 1932 г. молодой писатель Константин Паустовский только один день мог вынести в стенах Дома. И это все при том, что внешне он очень ему нравился - московский гость оценил оригинальность архитектурного замысла и качество его воплощения. Но казарменная скученность самых разных людей настолько угнетала его, что оставшуюся неделю, связанную с поисками материала для будущей книги об Онегзаводе, Паустовский провел в другом месте. Приезжавшие в столицу Карелии из Москвы, Ленинграда или из-за границы по этой причине останавливались в ведомственных номерах или на квартирах у руководящих товарищей.

За первое полугодие 1933 г. петрозаводский Дом крестьянина принял всего около 2 тысяч колхозников и около 200 единоличников. Зато он приютил около четырех тысяч командированных совслужащих, причем почти тысячу - из-за пределов республики. Т.е. выполнял функции самой обычной гостиницы. Аналогичная метаморфоза произошла и с остальными ДК по всей России.

Петрозаводский Дом крестьянина с началом советско-финляндской войны передали в ведение наркомата обороны. К этому времени в Петрозаводске наконец-то добились строительства новой городской гостиницы на 200 койко-мест, так что в качестве дома приезжих ДК уже был не особенно нужен. После войны там был оборудован театр карело-финской драмы, потом филармония...

Сгорел на работе

Погорел бывший наш Дом крестьянина 11 сентября, в день авиаатаки Нью-Йорка. Причем покушение на ДК встало в ряд целой серии поджогов в центре Петрозаводска. Загорелась та часть здания, которую арендовали у Центра народного творчества владельцы бара, за счет которого, говорят, истинные владельцы здания (Министерство культуры) и сводили концы с концами. Если бы пламя спалило дом до основания, судьба его решилась бы однозначно: место расчистить и построить нечто очень нужное и современное. Место ведь, действительно, очень привлекательное - в центре города и на просторном живописном берегу Лососинки. Но здание уничтожено огнем частично, поэтому и дискуссия о его будущем вышла продолжительная.

Вкратце позиция архитекторов, художников, историков и краеведов такова. Лишаться такого деревянного украшения городу нельзя. Но и денег на его реставрацию тоже нет и не предвидится. Выход предлагают следующий. Пусть дом вместе с земельным участком выставят на торги. Но пусть тот, кто приобретет его, строит свой офис (ресторан, клуб, гостиницу) с сохранением экстерьера, т.е. внешнего вида здания периода 1929 г. Именно в это время дом представлял собой наиболее органичное воплощение архитектурного замысла его автора.

Пусть внутренняя планировка будет какой угодно, пусть начинят дом первоклассной современной техникой, но сохраните его самобытную внешность, господа будущие хозяева! Потому что каковы бы ни были неудачи с использованием уникального здания во все годы его истории, ценно оно для нас своим неповторимым оригинальным обликом. И никакое современное и крепкое здание на его месте никогда не восполнит утрату искусно выполненного теремка в духе народного зодчества.

Николай Кутьков

Дом крестьянина
Из истории народных домов в России

 

Создано 16 ноября 2000
Обновлено 16 июня 2003
© Администрация Главы РК
webmaster@gov.karelia.ru