Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет" в 2003 году исполняется 300 лет городу Петрозаводск Региональный сервер "Карелия" Официальный сервер органов государственой власти Республики Карелия
Английская версияФинская версия
Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет"

Страницы истории Карелия сегодня Взгляд в будущее Новое на сайте

Управление: история, наука, культура. Тезисы докладов

Пастухи и пастушеская магия карел и вепсов

Меньшенин Алексей

Основными целями данной работы являются: а) исследование института пастушества карелок и вепсов, б) выявление значимости данного института в наше время.

Пастух и пастушество.

Пастушество - это форма хозяйства сельской общины, тесно связанная с колдовством, где обряды, обычаи, поверья, регламентирующие поведение пастуха, его взаимоотношения с лесными духами и боязнью навлечь на себя гнев "хозяина" леса, - являются составляющими элементами выпаса скота.

Роль пастуха в Библии представлена как почетная, первым пастухом был Авель (Бытие. 4: 2.), со временем слово "пастух" стало употребляться ко всем лицам, пасущим скот.

Пастух – человек, пасущий за установленную плату чужой скот с помощью методов имитативной магии, т. к. карелы верили в духов, "хозяев" животных; пастух же был посредником между духами-хозяевами леса и собственниками животных. В пастухи шли, как правило, самые бедные, безземельные, одинокие люди (с физическими или психическими недостатками), пастухи могли быть "знающими" (с "отпуском" и подобными атрибутами) и "незнающими", нередко пастухом был колдун. Пастуху с "отпуском" отдавали предпочтение.

Требования к пастуху: а) обладание договором "отпуска", который покупался у колдуна или старого пастуха (для его усвоения уходили с пастухом в лес, разучивали слова заговора, которые заносились на кнут, батог и т. п.; в 19-20 в.в. "отпуск" передавался в рукописном варианте: "Во имя отца и сына… стану я …", альтернативой "отпуска" был прямой договор с лешим, который ввиду строгой регламентации был менее популярен); б) максимальная изоляция от населения (пастухами часто становились выходцы из другой деревни, уезда: "У нас за позор считали…"; брак с пастухом был нежелателен: "За пастуха - последнее дело"; как можно меньше прикасаться к людям, нельзя вести половую жизнь в пастбищный период); в) атрибуты пастуха регулировались магическими запретами (был одет в серый-домотканный кафтан, обут в лапти, подпоясан кушаком, ел из отдельной посуды, не имел права наносить вред живому и неживому).

Доход пастуха заключался в получении услуг на постое (ночлег в доме хозяев и обеспечение хозяйскими продуктами), натуральной платы за осуществление обрядов ("отпуска") и знахарских услуг (чтение заговора от болезни). "Знающим" пастухам платили больше.

Важное значение имел договор с лешим, мифологическим персонажем, воплощавшим хозяина леса и животных. По крестьянским поверьям, стадо пасет не столько пастух, сколько леший, поэтому совершались обряды, регламентирующие данную форму взаимоотношений сельской общины с лешим при посредничестве пастуха. Договор с лешим заключался на Егория (23.04 стар. ст.) или около Николина дня (9.05 стар. ст.): пастух после ритуального обхода стада "с крестами", загнав скот в лощину, усаживается на осиновый пень и взывает к лешему: "Царь лесостепей …явись сюда…", "Иди, покажись, та ейчо дам красное", "Великому ли показаться...", "За много ли будешь пасти? Я тебе ейчо дам и т.п…" (яйцо пастух получает в первый день пасхи). Передавая лешему, яйцо пастух как бы обеспечивал усиление или обновление силы "хозяина" (иногда передавал шерсть одношерстной скотины). Договор пастуха с лешим подкреплялся прошениями каждого хозяина скота: при первом выгоне скота крестьянин взывал к лешему: "Лес, царь. Спаси моих …в поле, за полями, в лесу… Вот тебе хлеб-соль и низкий поклон. Вследствие договора леший "давал" пастуху лесового помощника. Леший исполнял обязательства до тех пор, пока не нарушатся отношения с пастухом (или хозяевами скота) в течение пастбищного сезона (пастух был в ответе за действия каждого хозяина животного).

Отпуск скота - это обряд с заговорным текстом, который читался в первый день выгона скота: троекратный обход скота с заговорными атрибутами (три прута рябины, ели, сосны; топор, батог). Цель отпуска - магическое возведение "оград-изгородей" вокруг стада (до отпуска совершался домашний обход). Часто отпуск проводили на месте, огороженном изгородью; совершив троекратный обход, пастух пропускал скот через ворота изгороди; у основания ворот лежали: у одного столба - топор, другого - рожок, на верхней горизонтальной жерди была икона.

Договор с лешим автоматически терял силу с концом пастбищного периода. Конец отпуска приурочивалось к Покрову как только лист падал, трава увядала, выпадал снег, в это время скот загоняли в хлев и переводили его на домашний корм, хозяева полностью расплачивались с пастухом (хлебом, мясом). Расчет же пастуха с "хозяином" леса происходил тайно накануне Покрова после захода солнца или в Покров утром до восхода солнца, пастух шел в лес и оставлял "хозяину" жертву (свою одежду, часть молока от коров, животное), по окончании пастбищного периода пастух "закрывал" договор.

Обряд загона скота в хлев не входил в функцию пастуха, но можно обратить на него внимание: хозяева загоняли в хлев скот, заворачивали немного чаю, сахару и зарывали в одном из углов хлева; у некоторых вепсов хозяйка также кланялась каждому углу. Таким образом, с помощью обряда загона скота животных "отдавали" в руки "хозяев" хлева.

Потери скота у пастухов были неизбежны. В зависимости от местности и размера стада погибало в среднем до трех голов за лето (примерно столько пастух обещал лесному "хозяину" в жертву). Если средняя норма превышалась, то тогда могли прогнать пастуха, но в большинстве случаев верования удерживали от ссоры пастуха и хозяев животных. Иногда с пастуха взыскивали до половины стоимости животного, угрожали выгнать, прогоняли, убивали; но обычно пастуху удавалось оправдаться: зверя напустил соседний колдун или хозяин нарушил запрет.

В заключение следует отметить: формирование развитой пастушеской обрядности у карел и вепсов было связано с несчастьями, случавшимися со скотом: поскольку пастух находился постоянно в лесу или заброшенных пожогах, то животные могли заблудиться, подвергнуться нападению зверей, а лес как пространство опасности персонифицировался в образе грозного лесного духа. Защита скота и установление контакта с лешим выражались в обрядах выгона скота, включавших в себя подготовка к выгону, обрядовый "отпуск", возвращение скота, договор с лешим; система пастушества формировала особенности жизни и нравы пастухов с ненормальным образом жизни (не стричься, есть из отдельной посуды и т. п.). В настоящее время пастушество с магическими элементами почти полностью отмерло - это обусловлено утратой веры в магию пастуха, потерей заговорного опыта, малочисленность скота.

Литература:
1. Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец 19-20 в. в.). Спб., 1994.
2. Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988-1994.
3. Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1894.
4. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
5. Русский Север Л., 1986.


Управление: история, наука, культура. Тезисы докладов 4-й ежегодной научной студенческой конференции аспирантов и студентов /Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Петрозаводске/ Петрозаводск, 2000. 131 с.

Список сокращений

 

Создано 16 ноября 2000
Обновлено 16 июня 2003
© Администрация Главы РК
webmaster@gov.karelia.ru