Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет" в 2003 году исполняется 300 лет городу Петрозаводск Региональный сервер "Карелия" Официальный сервер органов государственой власти Республики Карелия
Английская версияФинская версия
Перейти на главную страницу сайта "Петрозаводск - 300 лет"

Страницы истории Карелия сегодня Взгляд в будущее Новое на сайте

Управление: история, наука, культура. Тезисы докладов

"Ночное" в культуре карел

Пальчун Марина

Суточные ритмы предопределяют поочередное функционирование в человеке так называемого "дневного" и "ночного" сознания. "Дневное" - это сфера рациональной практической деятельности с опорой на жестовый язык и зрительное восприятие информации. "Ночное" сознание - иррациональное, мифологическое (доминируют вербально-звуковые формы общения и слуховое восприятие). В. М. Пивоев различает два основных типа культуры, сложившихся в истории человечества: "дневную" (с ориентацией на технический прогресс и рациональные способы освоения мира) и "ночную" (с преобладанием духовных ценностей и иррациональных форм).

В данном сообщении делается попытка проанализировать некоторые феномены культуры карел (магические приемы-обереги), заклинания, причеть, эпос, сказки, загадки) с целью выявления в ней признаков "ночной" культуры.

Исключительное место в культуре карел занимает колдовство и магия. Ритуальное оформление актов рождения, вступления в брак и смерти сопровождалось различными оберегательными магическими действиями, поскольку в ситуации перехода из одного состояния в другое человек наиболее открыт для вредоносного воздействия "чужой" энергии. Так, суоярвские карелы зашивали кусочек пуповины ребенка в кожаную ладанку, чтобы новорожденный носил ее от сглаза. Магическими считались и другие предметы: ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Все эти атрибуты имели символический смысл, а, как известно, язык символов - это язык "ночной" культуры. Он играет огромную роль в похоронном обряде. Так, например, покойника одевали во все белое, поскольку белый цвет считался цветом смерти и царства мертвых. Если умирала девушка, то в гроб к ней клали "сороку" (карельский женский головной убор, атрибут свадебного обряда), чтобы она могла в царстве мертвых "выйти замуж".

Обряды прощания на похоронах и на свадьбах сопровождались причитаниями. Именно на языке причети (языке символов) считалось возможным общаться с духами. Иносказание - важный магический и эстетический закон причитаний. Имена умерших и их родственников табуируются и заменяются "подставными" словами и "словами- намками" (У. С. Конкка). Хорошая причеть выделяется сложностью языка и трудна для перевода. Как отмечает В. М. Пивоев, феномены "ночной" культуры "плохо поддаются трансляции и переводу на другие естественные языки". Причеть - это импровизация. Каждое ее исполнение является настоящим творческим актом (творчество - одна из важнейших функций "ночной" культуры).

Карельские эпические песни утверждают, что с помощью вещей силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу. Не только "вековечный прорицатель" Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен ("Словами небо он украсил, разговорами своими", - говорится в руне о выковывании неба), а также Лемминкяйнен (в состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных). Заклинания произносились карелами и перед началом рыбной ловли, и на охоте, особый обряд был посвящен первому выгону скота на пастбище.

В ситуациях трудного выбора, в переломные моменты жизни, при смене статуса индивида карелы большое значение придавали снам. Так, если умерший снился кому- либо из родственников и делал определенные распоряжения (например, подарить кому-то ту или иную вещь), то такие указания выполнялись в точности. При переходе в новый дом тот, кто ложился спать на печи (самом почитаемом месте), должен был увидеть сон о том, какая жизнь ожидает жильцов на новом месте.

Широко бытующие в культуре карел сказки и загадки также связаны с "ночной" сферой культуры. Существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей. Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла и магическо-обереговую функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый "железный" обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на Севере Карелии, на юге большее распространение получили на сатирические и бытовые сказки. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. "Ночное" ярче проявляется в культуре именно северных карел, что вероятно связано с суровым климатом.

На севере Карелии близость с эпической традицией наблюдается и в жанре загадки. Загадывание, как привило, происходило зимним утром. Вечером загадки были запрещены: могла явиться "хозяйка загадок" и увести в "страну мрака". Мир загадок полон неожиданностей и парадоксов. Только здесь можно встретить "низкую сосну на болоте, а на ней каравай", или "море в избе". Привычные понятия в загадках "остранены": "глаза в ушах", "у одной мыши два хвоста". Такие загадки формировали пластичность мышления, способность увидеть "сходство несходного".

Итак, на некоторых примерах мы показали, что в культуре карел важную роль играет "ночная" сфера, связанная со слуховым восприятием, интровертностью, иррациональностью, символичностью, многозначностью. Именно "ночная" культура является носителем творческого начала, духовных смыслов и ценностей.

Литература:
1. Пивоев В. М. Философия культуры: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1999.
2. Лавонен Н. А. Карельская народная загадка. Л., 1977.
3. Степанова А. С. Метафорический мир карельских причитаний. Л., 1978.
4. Неелов Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1978.


Управление: история, наука, культура. Тезисы докладов 4-й ежегодной научной студенческой конференции аспирантов и студентов /Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Петрозаводске/ Петрозаводск, 2000. 131 с.

Список сокращений

 

Создано 16 ноября 2000
Обновлено 16 июня 2003
© Администрация Главы РК
webmaster@gov.karelia.ru